История народа Крыма
Новая эра надежды и частичной реализации пришла к евреям России с вступлением на престол Александра II, Николаевич. Катастрофические результаты Крымской войны продемонстрировали непригодность правительственной машины и действующего законодательства для удовлетворения потребностей современности. Реформы стали необходимыми, и некоторые из них были введены. Тем не менее, как и в случае с применением этих реформ, эффект был поразительным. Помимо самих законов, российское общество проявляло более толерантное отношение к евреям, способствуя тем самым их быстрой русификации и распространению среди них светского образования. К сожалению, это движение вскоре пересекли два противоположных течения в русской жизни-нигилизм и панславизм. Это привело к появлению менее толерантных настроений по отношению к евреям, но не по вине Александра II. которого Лорд назвал самым великодушным князем, когда-либо правившим в России. Царствование Александра III знаменует собой эпоху не только реакции, но и возвращения к средневековью. Во время этого правления комиссии, под председательством графа Пахлина, было поручено расследование еврейского вопроса; и его выводы были весьма благоприятны для евреев. Один из членов комиссии, Демидов, князь Сан-Доната, даже выступал за отмену черты расселения и предоставление евреям равных прав. Однако майские законы, введенные Игнатьевым в 1882 году в качестве временной меры до завершения расследований комиссией Пахлена имела катастрофические последствия. Александр III в своем отношении к евреям продолжал руководствоваться инструкцией Священного Синода. Назначенный в 1880 году генеральным прокурором, который, как сообщается, заявил, что треть евреев в России будет вынуждена эмигрировать, еще треть будет вынуждена принять крещение, а остальные будут доведены до грани голода. В программе Победоносцева утверждалось, что абсолютизм и греко-Православие были опорой империи, поскольку они были санкционированы Богом и основаны на исторических предшествующих. Таким образом, он получил одобрение Александра III в исполнении деспотических мер не только против евреев, но и против католиков, лютеран и армян. Ограничения, ограничивающие число еврейских студентов в средних школах и университетах, исключение евреев из назначений или выборов в члены городских советов или советов старейшин, а также освобождение еврейских служащих от железных дорог и пароходов и даже из некоторых учреждений, поскольку больницы (хотя и частично поддерживаются евреями), относятся к числу гражданских инвалидов; и были также воспрепятствованы осуществлению еврейской религии. Насилие со стороны незначительных должностных лиц усилилось, и ситуация стала еще более критической в результате преобразования многих городов и поселков в деревни и изгнания евреев из них. Районы Ростова и Таганрога, которые входили в состав бледной полосы, были включены в состав военного округа Дона, а их еврейские жители были безвозвратно изгнаны. С 1888 по 1890 год из Санкт-Петербурга было выдворено большое количество еврейских механиков. В начале 1891 года, после назначения великого князя Сергия (убитого в 1905 году) генерал-губернатором Москвы, было принято решение о изгнании евреев из этого города. Намерение администрации держалось в секрете до первого и второго дня Пасхи, время, которое полиция сочла удобным для захвата большого количества евреев. По оценкам, 14 июня 1892 года из Москвы было изгнано 14 тысяч еврейских ремесленников. Будучи не в состоянии найти покупателей для их домашнего воздействия, изгнанники часто оставляли их позади; и многие долги оставались непогашенными. Бесчеловечность и жестокость, с которыми проводилось это изгнание, находят аналогию только в темной истории Испании. Подобные высылки происходили в Туле, Новгороде, Калуге, Рязани, Риге и др. Иностранные евреи в большом количестве были изгнаны из страны, и особенно из Южной России. Многим семьям было приказано покинуть Ригу в 1893 году, и в том же году все еврейские жители Ялты были направлены покинуть этот город. Как и экономические условия в бледных до этих изгнаний условиях, они стали неописуемо хуже после того, как их население было увеличено тысячами обнищавших беженцев из внутренних районов России. Борьба за само существование стала настолько ожесточенной, что бедные часто работали по пятнадцать, восемнадцать или даже двадцать часов в день и не могли позволить себе ничего лучшего, чем хлеб и воду. Большая часть пролетариата жила в состоянии полустагнации. В статье в журнале за 1892 год было заявлено: в России всего от 10 000 до 15 000 евреев, обладающих какими-либо определенными средствами существования. Что касается масс, то у них нет ничего; и они гораздо беднее христианского населения, которое во всяком случае владеет какой-то Землей. Преобладающее в зарубежных странах невежество в отношении этих ужасных условий во многом было связано с подавлением цензурой любых упоминаний в российских газетах о жестоких действиях полиции. Но отдельные уведомления, попавшие в зарубежную прессу, вызвали волну негодования по всей Европе и вынудили даже Побиедоносцева дать извиняющиеся объяснения. В интервью Арнольду Уайту он заявил, что все пожалели о жестокости начальника полиции в Москве. Хорошо известно, однако, что последний чиновник просто выполнял указания великого князя Сергия, который сам практиковал учение Побиедоностцева. Говоря об этом, историк сказал: нельзя ли остановить распад сильно хваленой цивилизации, самоубийство России? . . . Но мы все еще можем надеяться, что государственные деятели великой империи и суверенный арбитр Европы больше не будут доминировать в слепом действии оживленной Торквемады. В результате этой средневековой политики различные фракции в русском еврействе объединились в целях национальной самообороны. По всей России и в других странах были организованы комитеты по оказанию помощи угнетенным евреям. Значительное число более предприимчивых из последних стремились к облегчению эмиграции, в результате чего в течение последних двух десятилетий XIX века более 1 000 000 евреев покинули Россию, большая часть из которых уехала в Соединенные Штаты Америки, в то время как меньшее число эмигрировало в Палестину, Южную Америку и Южную Африку. Другим движением, непосредственно прослеживаемым к репрессивному законодательству в России, был рост национализма среди русских евреев, что привело к сельскохозяйственной колонизации в Палестине, и к организации сионистских обществ. Надежды, которые разделили евреи России в Николае II, людоеде Александре III, не были оправданы события, последовавшие за его присоединением. Репрессивное отношение к евреям со стороны Александра III по крайней мере, не оставило места для непонимания его истинных намерений. Политика Николая II, в то время как не менее репрессивная, была более уклончивой. В тех случаях, когда правовая дискриминация в отношении евреев была несколько смягчена, как, например, прекращение высылки из внутренних провинций или более либеральное применение 50-верстного закона о границах, такое ослабление было обусловлено скорее утилитарными мотивами, чем мотивами правосудия. Определенное влияние в этом направлении, несомненно, оказали петиции многих христианских купцов и крестьян Астрахани, Тамбова, Борисоглебска, Царицына и др., которые видели экономическую разруху в переселении евреев. С другой стороны, правительство Николая возложило на евреев России дополнительное тяжелое бремя. Создание государственной ликероводочной монополии лишило тысячи еврейских семей средств к существованию. По этическим причинам ведущие евреи России были рады тому, что их корелигионисты были исключены из розничной торговли спиртными напитками; однако считалось, что при исполнении закона более справедливое отношение должно было быть предоставлено еврейским корчменам. В том же году были введены дополнительные ограничительные меры, касающиеся права на проживание еврейских студентов в Московском университете, и издан приказ, запрещающий трудоустройство евреев на строительство Сибирской железной дороги. Число еврейских женщин, имеющих право на поступление в медицинское училище Санкт-Петербурга, было ограничено тремя процентами от общего числа учащихся, а в вновь созданную школу инженеров в Москве евреев не поступало. Было также издано постановление, запрещающее использование еврейского языка или диалекта на идиш еврейскими торговцами в их коммерческих счетах; и в 1899 году были введены новые ограничения в отношении тех еврейских торговцев Москвы, которые до сих пор были освобождены от определенных ограничений в качестве членов первого купца Гильда. В 1896 году против иркутских евреев было выдвинуто кровавое обвинение с его обычной последовательностью—антиеврейский бунт. В 1897 году в Шполе, киевском правительстве, произошел антиеврейский бунт, в результате которого было уничтожено много еврейского имущества. Антиеврейский бунт произошел также в Кантакузове, правительство Херсона, и обвинение в крови в правительстве Владимира; в 1899 году ряд антиеврейских беспорядков произошел в Николаеве и в других местах на юге России, а в следующем году евреи пострадали от дополнительных беспорядков и обвинений в крови. В результате еврейские массы были разорены, а их плачевное состояние усилилось голодом, который распространился в Бессарабии и в Херсоне. Экономический кризис, который завершился в 1899 году, принес большие страдания многим еврейским общинам на юге России, но ассоциация Еврейской колонизации приняла энергичные меры, чтобы своевременно оказать помощь нуждающимся. К чести богатейших русских евреев, они немедленно откликнулись на призывы о помощи и тем самым значительно облегчили страдания. Еврейская благотворительность также проявила себя в этом году в создании кредитных ассоциаций, образцовых школ и дешевых домов для бедных. Кроме того, во многих городах Пале были созданы коммерческие и технические школы.