Бахчисарай

Ханский Дворец
Бахчисарайская долина с давних времен населена разными народностями и племенами. На территории Староселье - Салачик располагались самые старые пещерные места эпохи Мустерия (50-40 тыс. лет назад). В долине есть несколько памятников эпохи бронзы и раннего железного века. Большое Таврическое поселение датируется 7-6 в. до н. э. и расположенный в нижней части Марьям-Дере овраг был предметом исследования. Исторически наиболее динамичный процесс развития Бахчисарайской долины связан со средневековым периодом. В VI веке на плато Чуфут-Кале появилась крепость. Он был построен византийскими инженерами для союзников Империи, которые представляли сарматские и германские (Аланы и готы) племена. Участок плато, сохранивший следы того периода, является средней оборонительной стеной. Среди других памятников античного периода-гвардейские пещерные залы, фрагменты архитектурных деталей раннехристианской базилики, огромное кладбище раннего Средневековья (6 – 9 вв. н. э.) на северо-западном склоне долины Марьям-Дере и колодец.
Племена Аланов, жившие вокруг Чуфут-Кале, упоминаются в летописях вплоть до XV века. Крепость Чуфут-Кале была одновременно военным и административным центром так называемых малых аланских племен. Таким образом, крепость и ее окрестности хранят память о исчезнувших памятниках Малой аланской культуры. Племена малой Алании, как и племена готов, составляли одну из составляющих населения Крымского полуострова, населявшего эту местность в Средние века.
Чуфут-Кале также хранит свидетельства крымских татар в момент возникновения этой национальности-государственности - по сути, это была первая столица Крымского ханства, политического образования, независимого от Золотой Орды. Свидетельством того времени является Мавзолей, мечеть основана в середине 14-го века и обновлена Ханом Хаджи-Гирей сто лет спустя, в 1455 году. На Крымском полуострове находится одна из самых известных мусульманских семинарий-медресе Зинджирли. Позже здесь появилась столица крымских ханов – Бахчисарай с первыми городскими поселениями, расположенными в долине Чуфут-Кале.
В период с 17 по 19 века караимы стали доминирующей этнической и конфессиональной группой среди населения Чуфут-Кале. Современный вид города сформировался благодаря активной строительной деятельности. В их первоначальном состоянии сохранились самые ранние сакральные здания - кенасы, жилые кварталы, усадьбы и пещеры, расположенные в этом районе. Городской архитектурный комплекс Бахчисарая, который начал формироваться в 1-й половине 16 столетия от Хан-сарай, исторического центра города, пригорода, и Чуфут-Kaлe, как город караимов.
Бахчисарай крымских ханов представляет собой компактный архитектурный ансамбль, состоящий из 17 зданий и 9 внутренних закрытых дворов. Ансамбль был построен не за один день, поэтому план дворца имеет сложную конфигурацию и содержит компоненты разных стилей. Общая площадь ансамбля составляет около 500000 квадратных метров.
Первоначальный комплекс дворцовых помещений был построен в первой трети XVI века. Самая старая аутентичная конструкция первоначального ансамбля датируется 1532 годом, первая известная письменная ссылка датируется 1539 годом. Комплекс был построен как главная резиденция монархов Крымского ханства - государства крымско-татарского народа. В своем первоначальном статусе комплекс использовался около 250 лет, до распада крымско-татарской государственности в 1783 году.
Архитектурный ансамбль включает в себя два культовых здания (большая и Малая дворцовые мечети), официальные залы (зал Дивана или Государственного Совета, Посольский зал), жилые помещения ханов, их свита и семьи (жилые и свиты, гарем), рекреационные помещения (летняя беседка, Соколиная башня), подсобные помещения (палаты для охраны, бани, конюшни, Кухонный двор и т.д.), малые архитектурные формы (фонтаны и бассейны) и закрытые внутренние дворы с садами и парками.
Архитектура дворца отражает общие культурные традиции Ближнего Востока. Они гармонируют с самобытными местными традициями крымских татар. Оформление дворцовых зданий и интерьеров представляет собой различные архитектурные и художественные стили, доминировавшие в Крымском ханстве в 16-18 веках. Дворец является единственным сохранившимся примером архитектуры крымско-татарского дворца.
Бахчисарайский дворец крымских ханов, который в то время был главной резиденцией государственной власти, вместе с окрестностями средневекового города караимов, был политическим, религиозным и культурным центром крымско-татарской общины во времена Крымского ханства.
Долина реки Чурук-Су стала организационным природно-историческим фактором архитектурного комплекса Бахчисарая. Он включал в себя такие компоненты, как дворец, мечети, мавзолеи, фонтаны, Салачинский строительный комплекс, Успенский монастырь и Чуфут-Кале. Все памятники органично и гармонично смотрятся вместе с ландшафтом, который до сих пор сохраняет свои Основные начальные черты.
В целом, это уникальный природно-культурный комплекс, на формирование которого ушло много времени. Он по - прежнему сохраняет черты утраченных и исчезающих культур-Таврической, Гото-Аланической, Золотой Орды, Караимской, крымско-татарской, но нуждается в новом толчке исследований и деятельности по сохранению для будущих поколений.
Культурно-исторический ландшафт реки Чурук-Су (Бахчисарайская долина) - явление в истории и культуре Крыма. Он обогащен памятниками, которые, несомненно, имеют выдающуюся мировую ценность. Последнее подтверждается тем, что каждый из этих памятников, а именно дворец крымских ханов, город Чуфут-Кале и комплекс Салачик, является уникальным примером городской архитектуры, не имеющей аналогов в мире и являющейся следом за инженерными возможностями нескольких вымерших сообществ (таких как Аланы, Золотая Орда и другие), которые когда-то населяли Крымский полуостров.
Значение памятников Бахчисарайской долины объясняется той ролью, которую играли статуи, здания или другие сооружения в политической, культурной и религиозной жизни государства и его граждан, а также их большим влиянием на события, которые ознаменовали историю этой территории. Объекты сохранили свою первоначальную целостность и подлинность и являются редкими мировыми образцами памятников истории и культуры. Бахчисарайский дворец крымских ханов - это архитектурный ансамбль 15-18 веков, оказавший значительное влияние на развитие архитектуры и монументального искусства на территории Крыма в 19 и начале 20 веков. Чуфут-Кале является уникальным примером древних городских ансамблей со своеобразной системой наземных фортификационных сооружений. Город имеет планируемую структуру и отражает особую культурную традицию многонационального крымского культурного ареала. Бахчисарайский дворец и комплекс зданий в Салачике - это уникальные дворцово – сакральные комплексы, воплощающие культурные традиции крымско-татарского зодчества 16-18 веков. Здания являются единственными, сохранившимися в Крыму.
Историко-культурный комплекс (Бахчисарайская долина) с его составными частями: Чуфут-Кале, Салачик, Ханский дворец крымских ханов являются выдающимися образцами гармоничного сочетания человеческой деятельности и ландшафта. Поселок Чуфут-Кале стал неотъемлемой частью природной среды горного ландшафта. Салачик и Бахчисарай исполняют ту же роль, находясь в устье и окруженный северными и южными склонами гор каньона. В обоих случаях природные ландшафты играли первую скрипку, в то время как остальные искусственные инженерные сооружения и коммуникации, такие как подъездные пути, административные здания, религиозные сооружения и т.д. выполнили свою вспомогательную роль. Чуфут-Кале, Салачик и Бахчисарай были и остаются центрами высокого политического и культурного значения для населяемых общин. В Средневековье и позднем Средневековье они стали частью значимых региональных и общеевропейских событий. Сегодня они вновь обретают значение для Караимской, крымско-татарской и других национальностей, проживающих на Крымском полуострове, а также способствуют культурно-исторической интеграции общин. Поскольку комплексы, которые образовались в 16-18 вв., Чуфут-Кале и Бахчисарае, сохранили присущие этому периоду общие черты. Они также отражают стиль, формы и материалы, из которых строились здания комплексов. В частности, система Чуфут-Кале градостроительства является единственным примером градостроительства, оставшимся с первых времен формирования крымско-татарской и караимской культуры. Он сохранился до наших дней. Кроме того, ландшафтные окрестности Чуфут-Кале, являются примером сложной организации окружающей среды, которая должна быть символом паломнических мест, где полностью сохранились природные, исторические и культурные компоненты. Чуфут-Кале-уникальный объект, где природная красота умело сочетается с рукотворным творчеством. Он напоминает особенности города Иерусалима из-за желания последователей христианства и иудаизма (которые жили в 15-19 веках) обогатить это место священными элементами этого священного города, долины Иосафата, Масличной горы, источника Иосифа, и т.д. Район Чуфут-Кале также хранит историческую память и свидетельства этнических групп, показывает различия в их генетических корнях, культурных и этнических особенностях, а также доказывает динамику сосуществования различных культурных и социальных процессов, характерных для греческой, армянской, иудейско-Раввинской, Караимской и мусульманской общин. Комплекс Чуфут-Кале, как правило, объединенный с вышеупомянутыми объектами в своих религиозных и архитектурных особенностях, имеет свои особенности. Его исключительная индивидуальность отчетливо видна в экзотическом природном скалистом ландшафте, сакральном значении монастырских пещер, комплексах мусульманского стиля и караимских кенасах, специфическом стиле древнего градостроительства и высоком уровне скалистого поселения остается археологической сохранностью. Особое внимание должно быть уделено исторической ценности Крымской номинации. Комплекс Чуфут-Кале сыграл важную роль в формировании региональной и общеевропейской истории. Наиболее значимые события произошли в 13 веке, во времена борьбы за золотоордынский престол, а затем в 15 веке, когда Кырк-Йер получил статус столицы Крымского ханства. Наконец, есть веские основания говорить о ландшафтной составляющей Чуфут-Кале, органично сочетающей в себе природные пещеры и искусственные сооружения. Плато, где расположено поселение Чуфут-Кале, доминирует в общей визуальной панораме Бахчисарайской долины и по своим масштабам и красоте можно сравнить с монастырским комплексом Метеоры в Греции, построенным на природных каменных столбах или пещерных городах в Крыму. Сравнение Бахчисарайского дворца с другими подобными монументальными объектами в мире показывает, что этот стиль дворцовой архитектуры, хотя и имеет некоторые традиционные особенности дворцовых сооружений, возведенных на мусульманском Востоке, сохраняет оригинальные черты и является уникальным на примере крымско-татарского дворцового комплекса.
Несмотря на свой уникальный характер, Бахчисарайский дворец можно сравнить с другими похожими по стилю монументальными сооружениями, построенными в странах мусульманского Востока. Наивысший уровень подобия архитектурных форм наблюдается в благородных зданиях стиля, возводимых в географически ближайших регионах, а именно в странах Ближнего Востока. Здесь обязательно стоит упомянуть дворец Султана в Стамбуле (16-19 вв.) В Турции. Существуют и другие похожие, но не идентичные примеры дворцовой архитектуры, напоминающие Бахчисарайский стиль: Все страны Южной Европы, такие как Хорватия, Болгария, Румыния, Албания и др. появившиеся при мусульманской культуре (кроме королевских дворцов, возведенных в Испании) имеют свой архитектурный стиль, отличающийся от Бахчисарайского дворца. В Албании сохранились дворцы для местных знатных граждан, названные "сараями". В Болгарии до сих пор используют так называемые “конаки”, административные здания с жилой частью, которые хранят следы турецкого правления. Сравнение Бахчисарая с другими монументальными формами дворцовой архитектуры крымских татар невозможно из-за его уникального характера и отсутствия подобных культурных объектов в мире.

';